Об этих и других последствиях сообщают губернаторы и Законодательные собрания рыбодобывающих регионов страны. Несколько месяцев власти этих регионов пытались организовать в столице слушания для более детального рассмотрения второго этапа распределения инвестиционных квот на добычу рыбы, краба и моллюсков и донести консолидированное мнение регионов до федерального центра.
По материалам “Комсомольской правды”
Согласно законопроекту о втором этапе инвестиционных квот, в следующем году 24% квот на добычу минтая и сельди отдадут под инвестиции в строительство новых судов и береговых рыбзаводов, а 100% квот на вылов моллюсков, 50% на вылов крабов выставят на аукционы с инвестиционными обязательствами (то есть помимо оплаты лотов, компании должны будут построить некие инфраструктурные объекты). Квоты фактически заберут у тех предприятий, которые 5 лет назад получили квоты на 15 лет вперед и вложились в развитие своего бизнеса и инфраструктуры регионов. После такого “рейдерского захвата” добычей краба, рыбы и моллюсков смогут заниматься только крупные предприятия, оставив не у дел малый и средний бизнес.
МСП не обладает ни ресурсами, ни силами для участия в аукционах, считают губернаторы и счетные палаты регионов, в которых планируется передел квот. Многие компании еще во время первого этапа прокредитовались и вложили миллиарды заемных рублей в строительство новых судов, перерабатывающих комплексов и участие в аукционах. Сейчас они просто-напросто останутся без работы. А дальше банкротство, безработица, отток населения и прочие экономические последствия. Об этом и не только рассказали губернаторы рыбодобывающих регионов в своих письмах в Госдуму на имя спикера Володина. Но услышал ли он их?
В Мурманской области прогнозируют полное закрытие крабодобычи, а, соответственно, и колоссальные потери местного бюджета. По мнению губернатора региона Андрея Чибиса, они не досчитаются 1 млрд руб.
Аналогичная ситуация в Архангельской области. Уже после первого этапа перераспределения квот большинство предприятий этой сферы в кредитах; большая часть прибыли уходит на их погашение. Пока что расчеты Росрыболовства о радужности первого этапа не оправдываются. Поступления в местный бюджет уже сократились на 19% в сравнении с 2018 годом. Это подтвердил цифрами губернатор Архангельской области Александр Цыбульский в письме председателю Госдумы Вячеславу Володину.
Руководители регионов Дальнего Востока бьют тревогу и заявляют о неизбежности роста социальной напряженности на всем ДВ, если федеральный центр проигнорирует их.
Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв уверен, что 85% рыбодобывающих МСП региона в случае проведения второго этапа закроются.
В Приморском крае та же ситуация. Губернатор региона Олег Кожемяко, опираясь на расчеты Счетной палаты региона прогнозирует весь спектр негативных социально-экономических последствий: от банкротств предприятий до массовых увольнений в удаленных поселках, где рыбный промысел является единственным видом заработка.
На Колыме ожидаемые потери областных доходов от рыбопромышленности составят 40%. Сколько точно людей лишатся работы и решат покинуть территории, сказать не может никто. Но речь идет о тысячах человек.
Камчатка и Сахалин – своеобразный клондайк морепродуктов и рыбы. Губернатор Камчатки Владимир Солодов уверен, что последствия принятия второго этапа квот для полуострова будут катастрофическими и могут оставить рыбохозяйственный комплекс региона без трети всех уловов, а 2000 человек без работы.
Ещё 2500 человек могут остаться без работы на Сахалине, посчитала местная Дума. Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко считает, что компании, которые будут лишены производственного ресурса из-за передела квот просто закроются.
Все губернаторы едины во мнении — второй этап квот приведет к упадку отрасли и тяжелым социально-экономическим последствиям в рыболовецких регионах. Но вот услышали ли их, возможно станет понятно уже сегодня на парламентских слушаниях в Госдуме. Но вот в Совфеде уже заявили, что не смогут одобрить законопроект, против которого выступают регионы.